Бесплатная доска объявлений Беларуси.

Кульман 200100 Беларусь, Минск

Общественное движение в Болгарии в 60-70-е гг. XIX в.

| | Недвижимость в Болгарии |

История Болгарии: Общественное движение в Болгарии в 60-70-е гг. XIX в.

Восстановление церковной самостоятельности

Вторая половина XIX столетия стала периодом активных об­щественных выступлений болгарского народа за свою независи­мость. На это время пришлось завершение борьбы болгар за вос­становление церковной самостоятельности. Апогеем ее стали события весны 1860 г. Во время пасхального богослужения 3 ап­реля 1860 г. в болгарской церкви в Константинополе Илларион Макариопольский не упомянул имени греческого патриарха и в то же время завершил литургию хвалой в честь турецкого султа­на. Это было равнозначно заявлению о независимости болгарс­кой церкви от греческой патриархии. Однако до фактической са­мостоятельности болгарской церкви было еще далеко.
Турецкое правительство, внешне не вмешиваясь в греко-бол­гарский конфликт, затягивало его разрешение. Западные держа­вы, наводнив Болгарию католическими и протестантскими мис­сионерами, стремились подорвать позиции православия в стране. В Болгарии возникло движение за унию с католической церко­вью, которое возглавил видный болгарский общественный дея­тель Драган Цанков. Длительное время Россия не могла опреде­лить своего отношения к требованию болгар об образовании са­мостоятельной церкви. Российское правительство придерживалось принципа сохранения единства православия в Османской импе­рии под эгидой Константинопольской патриархии. Постепенно Россия меняла свои позиции. Новую политику России энергично поддержал ее посол в Константинополе граф Н.П. Игнатьев, хо­датайствовавший перед Портой о благоприятном разрешении болгарского церковного вопроса.
К концу 60-х гг. XIX в. Константинопольская патриархия фак­тически утратила реальную власть в болгарских землях. Болгарию покинули греческие иерархи, и церковные должности оказались в руках болгарского духовенства. Оставалось получить официальную санкцию со стороны турецкого правительства. 28 февраля 1870 г. Порта издала фирман об учреждении самостоятельной болгарской церкви во главе с экзархом, избирать которого должны были выс­шие болгарские церковные деятели, а утверждать — патриарх и султан. Провозглашение в Болгарии экзархата встретило сопротив­ление со стороны Константинопольской патриархии. Она не толь­ко не признала избранного болгарами в 1872 г. экзарха Антима I, но и объявила болгар раскольниками. Однако экзархат был создан и начал действовать, что явилось крупной победой болгарского народа на пути завоевания национальной независимости.
Освободительное движение болгар в 60—70-е годы XIX в. не ограничилось борьбой за обретение церковной независимости. Продолжалось участие болгар в войнах других народов против Тур­ции, в национально-революционных акциях на Балканах. Усили­лось гайдуцкое движение — выступления болгарских вооружен­ных отрядов в Болгарии и за ее рубежами. Стали популярными предводители гайдуцких отрядов Панайот Хитов, Филипп Тотю, Стефан Караджа, Хаджи Димитр.

Георгий Раковский

В 60—70-е гг. начало оформляться организованное революци­онное движение за освобождение от османской власти. Этот про­цесс был связан с деятельностью Георгия Саввы Раковского (1821—1867), прожившего яркую, полную драматических собы­тий жизнь. Раковский родился в г. Котел в семье ремесленника и получил хорошее по тем временам образование: обучался в од­ном из лучших греческих учебных заведений — «великой народ­ной школе» близ Константинополя. Уже в годы ученичества он стал участником церковной борьбы болгарского народа, позна­комившись в Константинополе с Неофитом Возвели и Илларио­ном Макариопольским.
В начале 40-х гг. Раковский участвовал в выступлении болгар против турецкой власти, организованном греками и болгарами в румынском г. Браиле. После разгрома восстания он возвращает­ся в Болгарию. Особую роль в его идейном становлении сыграла Крымская война. В это время он становится одним из инициато­ров создания болгарского Тайного общества, поддерживающего Россию. Поражение России в войне повлияло на планы Раков­ского. Он эмигрирует в Румынию, где начинает заниматься пуб­лицистической деятельностью. Летом 1856 г. Раковский переез­жает в г. Нови-Сад. Здесь он работает как журналист, пишет ста­тьи и заметки о положении болгарского народа. В 1856 г. выходит его первая книга — «Предвестник лесного странника», а в 1857 г. — первый номер его газеты «Болгарский дневник», име­ющей яркую политическую окраску. В Нови-Саде Раковский за­вершает работу над поэмой «Лесной странник» — сочинением антиосманской направленности.
По требованию турецких властей осенью 1857 г. Раковский был выслан за пределы Австрийской империи и после недолгого пребывания в Румынии в марте 1858 г. приехал в Россию. Он по­селился в Одессе — городе, издавна связанном с Болгарией тес­ными общественными и культурными связями. В России Раков­ский занялся сбором материалов, рукописей и сказаний, отно­сящихся к истории болгарского народа. Справедливо полагая, что для пробуждения национального самосознания болгар необхо­димо обращение к его прошлому, он приступает к описанию ис­торических событий, посвященных болгарскому Средневековью.
Эти труды Раковского были опубликованы уже в Белграде, куда он переехал в начале 1860 г. В Сербии ему удалось наладить выпуск газеты «Дунайский лебедь», ставшей чрезвычайно по­пулярной в Болгарии и в целом на Балканах. В Белграде Раковс­кий продолжил разработку планов освобождения Болгарии от османского владычества. Предусматривалось создание в Сербии вооруженного болгарского отряда для его последующей переброс­ки в Болгарию.
Последние годы жизни Раковский провел в Румынии, где с 1863 г. издавал газету «Будущность». В Бухаресте ему удалось на­печатать свой труд «Болгарская старина», написанный еще в Одес­се. Он постоянно выступал за независимость Болгарии, а основ­ным средством ее достижения считал вооруженную борьбу. Глав­ная роль в освобождении страны от османского ига согласно его планам должна была принадлежать вооруженным отрядам бол­гар, сформированным на территории других стран. Появление этих отрядов в Болгарии должно было, по убеждению Раковского, вызвать в стране массовые антиосманские выступления. Уязви­мость этого плана была очевидной. Сформированные вне Болга­рии отряды быстро распадались, а вторжение отдельных из них не приносило желаемых результатов. В конце жизни Раковский пришел к выводу о необходимости перехода от четнической так­тики к организованным формам борьбы.

Политические объединения.
Любен Каравелов и Васил Левский

В 60—70- е гг. XIX в. в среде болгарской эмиграции началось активное формирование политических объединений. Болгарские торговцы в Румынии при поддержке России образовали болгарс­кое попечительство. В 1862 г. эта организация получила название «Добродетельная дружина». В 1866 г. также на румынской терри­тории оформился Болгарский тайный центральный комитет (БТЦК), ориентирующийся на политику Румынии. Появились первые программы новых организаций. Добродетельная дружина приняла документ «Политические отношения сербов и болгар». Поначалу предполагалось создание единого государства во главе с династией Обреновичей. Вскоре этот проект был заменен пла­ном образования болгаро-турецкой дуалистической монархии во главе с турецким султаном.
На юге России еще в конце 50-х гг. по специальному импера­торскому указу болгарские эмигранты создали свою организацию — Настоятельство одесских болгар, собирающих дарения в империи для бедных болгарских православных церквей и училищ.
Наиболее активно действующим стал возникший в Бухарес­те в 1869 г. Болгарский революционный центральный комитет (БРЦК). Его формирование связано с именами Любена Караве- лова и Васила Левского. Каравелов (1834-1879) родился в г. Коп- ривштице в семье торговца. Первоначальное образование он получил на родине, затем с 1857 г. обучался на историко-филоло- гическом факультете Московского университета. В Москве Караве- лов стал одним из организаторов Общества болгарских студентов, издававшего в 1860—1862 гг. журнал «Братский труд». В начале 60-х годов в русских периодических изданиях пожились его первые ста­тьи по вопросам национально-освободительной борьбы южных славян. В Москве Каравелов опубликовал сборник «Памятники народного быта болгар» (1861), написал повести и рассказы о по­ложении болгарского народа. Его публикации в русской периоди­ке знакомили российское общество с проблемами национального движения болгар. В начале 1867 г. Каравелов переезжает из России в Сербию. В Белграде он становится корреспондентом российских газет «Голос» и «Московские ведомости». Пытаясь организовать восстание на Балканах, Каравелов создает «Болгарский комитет» в Белграде и формирует отряд болгарских четников. Высланный властями из Сербии, он переезжает в 1867 г. в г. Нови-Сад, а в 1869 г. — в Бухарест, где начинает сотрудничать с В. Левским.
Плодом их усилий стало создание БРЦК осенью 1869 г. Поли­тическим органом комитета становится издаваемая Каравеловым газета «Свобода» (с 1873 г. выходила под названием «Независи­мость»). На общем собрании БРЦК весной 1872 г. была принята программа, разработанная Каравеловым, а сам он избран его пред­седателем. В 1875 г. Каравелов начал издавать журнал «Знание». Сто­ронник освобождения Болгарии, революционер-демократ по сво­им убеждениям, он принимал активное участие во всех крупных вооруженных акциях болгарского народа и восторженно привет­ствовал начало русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Летом 1878 г. Каравелов вернулся на родину, где начал активно участвовать в общественной жизни освобожденной Болгарии. Многие свои пла­ны ему не удалось реализовать. Он умер в январе 1879 г.
Ближайшим соратником Каравелова стал Васил Левский (1837—1873). Левский родился в г. Карлове в семье ремесленника. В юношеские годы ему довелось быть монахом, затем дьяконом. Под влиянием пропаганды Раковского, резко изменив свою судь­бу, он становится активным участником болгарского освободи­тельного движения. В 1867-1868 гг. Левский участвует в четни- ческом движении Раковского, совершает поездки по Болгарии с целью организации революционных комитетов в самой стране. Вместе с Каравеловым он создает БРЦК в Бухаресте. В 1871 г. Левский пишет Устав этой организации. В Уставе предлагалось «путем всеобщей революции произвести коренное преобразова­ние нынешней государственной деспотически-тиранической сис­темы, заменив ее демократической республикой». В нем подчер­кивалось, что комитет будет исполнять функции Временного правительства. Под контроль Невского была поставлена револю­ционная организация внутри Болгарии. Для ее развития и усо­вершенствования Левский в июле 1872 г. вернулся на родину. Де­ятельность его была законспирирована, однако один из его помощников, Димитр Обштий, грубо нарушив дисциплину, орга­низовал нападение на турецкую почту и был арестован. Чтобы показать, что его действия имели политический, а не уголовный характер, он выдал на суде всю организацию и ее руководителя. Левский в это время находился в Южной Болгарии и поспешил возвратиться в Бухарест. 25 декабря 1872 г. он остановился в г. Ло- вече — центре Внутренней революционной организации, где и был схвачен турецкой полицией. В Софии его судил Чрезвычай­ный турецкий суд. 6 февраля 1873 г. Левский был осужден и по­вешен. Его гибель вызвала кризис болгарской революционной организации. Оживление ее деятельности связано с появлением нового лидера — организацию возглавил Христо Ботев.
Христо Ботев
Болгарский революционер-демократ, поэт и публицист Хри­сто Ботев (1848—1876) родился в г. Калофере в семье учителя. Начальное образование получил в своем родном городе, а в 1863—
  1. гг. продолжил его в России, в Одесской мужской гимназии как стипендиат Одесского болгарского настоятельства. Осенью
  2. г. он начинает работать учителем в болгарском селе Задуна- евка в Бессарабии, а в 1867 г. — в родном Калофере. В этом же году Ботев уехал в Румынию, где установил связи с болгарскими революционерами.
Публицистическая деятельность Ботева началась в 1871 г. Приветствуя Парижскую Коммуну, он пишет «Символ веры бол­гарской коммуны». Летом 1871 г. выходит первый номер газеты Ботева «Слово болгарских эмигрантов». Тогда же он сотрудничает в газете Каравелова «Свобода» и издает газету «Будильник». В 1874 г. Ботев начинает издавать газету «Знамя», ставшую главным пе­чатным органом БРЦК, членом которого он был избран. По ини­циативе Ботева в августе 1875 г. в Бухаресте собрались члены БРЦК и приняли план подготовки восстания в Болгарии. Было решено разделить болгарские земли на районы и направить в них специ­альных посланцев. На болгарских воевод П. Хитова и Ф. Тотю возлагалась задача укомплектовать четы для похода в Болгарию. Специальная делегация посылалась для установления связей с повстанцами Боснии и Герцеговины. Предполагалось привлече­ние офицеров русской армии, болгар по происхождению, в ка­честве командиров повстанческих отрядов. В г. Стара-Загора для подготовки восстания отправился Стефан Стамболов. 16 сентяб­ря 1875 г. здесь началось восстание против османской власти. Од­нако обширные планы восставших воплотить в жизнь не удалось. Локальное восстание было быстро подавлено войсками карате­лей. Его разгром вызвал кризис в работе БРЦК.
Осенью 1875 г. в румынском г. Гюргево был сформирован новый комитет болгарских революционеров. На его заседании приняли решение о начале масштабного болгарского восстания 1 мая 1876 г. Страну предполагалось поделить на четыре рево­люционных округа — Тырновский, Сливенский, Врачанский и Пловдивский. В каждый округ посылался главный организатор восстания, получивший название апостола. 14 апреля 1876 г. апос­толы Пловдивского (Четвертого) революционного округа со­брались на общее собрание в местечке Обориште, где уточнили вопросы, связанные с координацией действий в округе. Цент­ром восстания и местом пребывания его штаба был определен г. Панагюриште.

Апрельское восстание

Ускоренное непредвиденными обстоятельствами (на собра­ние проник предатель, выдавший планы и сроки предстоящего выступления турецким властям), восстание началось ранее наме­ченного срока, а именно 20 апреля 1876 г., когда власти пред­приняли попытку арестовать его руководителей в г. Копрившти- це. Повстанцы оказали отпор турецким властям и разослали письма в другие населенные пункты Болгарии с призывом подняться на восстание. В тот же день восстали города Клисура и Панагюриште. Повстанцы образовали Временное правительство. Один из апос­толов, Г. Бенковский, должен был известить о начавшемся вос­стании села этого округа. 22 апреля в Панагюриште торжествен­но освятили знамя повстанцев. Восстание, распространяясь на запад от Панагюриште, охватывало все новые и новые районы. На его подавление были брошены турецкие войска. Почти невоо­руженным повстанцам противостояла регулярная армия. 26 апре­ля под ударами карателей пал г. Клисура, а 30 апреля — центр восстания Панагюриште. В начале мая турки захватили Коприв- штицу и начали наступление на селение Батак. В Батаке болГары заплатили страшную цену: было уничтожено почти три тысячи его мирных жителей. Долго и героически сопротивлялись жители Перуштицы. После захвата города часть населения укрылась в местной церкви, где все собравшиеся погибли в огне.
В других революционных округах события не были столь ин­тенсивны. На происходящее в Четвертом округе откликнулись в
Тырновском округе, где сформированный отряд повстанцев был, однако, быстро разгромлен карателями в районе Стара-Плани- на. Около недели сражались крестьяне сел в районе г. Габрово. В Сливенском округе отряды повстанцев были быстро рассеяны турецкими войсками. Во Врачанском округе восстание поднять не удалось.
Завершающим аккордом восстания стали действия отряда Христо Ботева. 17 мая 1876 г. около 200 повстанцев во главе с Ботевым, овладев австрийским пароходом, переправились через Дунай и высадились на его болгарском берегу у села Козлодуй. С целью извещения мировой общественности о миссии четников была разослана соответствующая информация в ряд зарубежных газет. Четники отправились в глубь страны, но 20 мая были раз­громлены превосходящими турецкими силами. В бою погиб и пред­водитель отряда Христо Ботев. В июне 1876 г. восстание против османского режима было полностью подавлено.
Причина поражения восставших очевидна: османской армии с ее современным вооружением противостояли почти безоруж­ные мирные жители. Однако военное поражение восстания стало его политической победой — на защиту болгарского народа встало общественное мнение цивилизованного мира, содрогнувшегося от злодеяний турецкой власти, уничтожившей при подавлении восстания свыше 30 тыс. мирных жителей. Карателями были со­жжены сотни населенных пунктов. Материалы о турецких звер­ствах в Болгарии заполнили мировую прессу. По инициативе Рос­сии была создана Международная анкетная комиссия, целью которой стало обследование пострадавших районов Болгарии. Общественность всех славянских стран откликнулась на болгар­ские события. Видные представители русской интеллигенции — Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Д.И. Менделе­ев и др. — выступили в защиту болгарского народа. Во Франции выступил В. Гюго. «Болгарский вопрос» приобретал важнейшее значение в сложном комплексе проблем, рожденных всем Вос­точным кризисом.
 

История Болгарии:



Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...