Бесплатная доска объявлений Беларуси.

Кульман 200100 Беларусь, Минск

Образование Болгарского национального государства

| | Недвижимость в Болгарии |

История Болгарии: Образование Болгарского национального государства.

Сан-Стефанский прелиминарный договор.
Берлинский трактат

Прелиминарный договор представители Российской и Ос­манской империй подписали 3 марта 1878 г. в г. Сан-Стефано (Ешилькёй). В соответствии с ним на территории от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера (общей площадью 160 тыс. кв. км) предусматривалось образование авто­номного Княжества Болгарии «с христианским правительством и народной милицией» (ст. 6). Согласно договору Княжество долж­но было объединить в своих границах Мизию, Южную Добруд- жу, большую часть Македонии и Фракии, т.е. практически все те епархии, кроме Нишской и большей части Доростоло-Червен- ской (Русенской), на которые со времени своего учреждения (1870) претендовал Болгарский экзархат. До возникновения бол­гарского национального государства он являлся основным ин­теграционным и мобилизационным национальным фактором. Границы Княжества, определенные Сан-Стефанским договором, надолго стали для болгар символом их «идеального» отечества.
Сделанная в Сан-Стефано заявка на возможность создания под покровительством России обширного, обладающего выгод­ным стратегическим положением на Балканах болгарского госу­дарства незамедлительно вызвала негативную реакцию со сторо­ны прежде всего Великобритании и Австро-Венгрии. Полемика развернулась вокруг принципа обязательности для национально­го государства совпадения этнических и государственных границ. Ссылаясь на него, Великобритания и Австро-Венгрия обвиняли Россию в стремлении во имя своих собственных интересов соз­дать фиктивное национальное государство, включающее «сосед­ние народности», на опасность ущемления прав которых они неод­нократно указывали.
Под давлением Великобритании и Австро-Венгрии условия Сан-Стефанского прелиминарного договора были пересмотрены состоявшимся в Берлине конгрессом великих держав (13 июня — 13 июля 1878 г.).
Договором, подписанным 13 июля 1878 г. Австро-Венгрией, Великобританией, Германией, Италией, Россией и Турцией, предусматривалось: территорию (площадью 62 776 кв. км с насе­лением около 2 млн человек) самоуправляющегося под главен­ством султана Княжества Болгарии ограничить Дунаем, Балкан­скими горами и Софийским санджаком; территорию, заключен­ную между Балканскими горами, Родопами и Черным морем (площадью 35 901 кв. км с населением 815 946 человек), оста­вить под прямой политической и военной властью султана при условии предоставления ей полной административной автоно­мии в качестве провинции, именуемой «Восточная Румелия», с административным центром в г. Пловдив; Эгейскую Фракию и Македонию возвратить Османской империи с условием введе­ния в каждой провинции органических уставов по типу Крит­ского 1868 г. Срок временного русского управления и пребыва­ния русских войск в Княжестве был ограничен 9 месяцами со дня ратификации договора.

Учредительное собрание. Тырновская конституция

Формирование болгарского национального государства пошло по пути закрепления происшедших в результате русско-турецкой войны 1877—1878 гг. перемен, а именно смены ролей в системе «господство—подчинение». Болгарам-христианам по праву «корен­ной», государствообразующей нации обеспечивалось привилеги­рованное положение. Базисным здесь явился обретенный в Осман­ской империи опыт политической жизни, когда каждый мусуль­манин, даже находившийся на самой низкой ступени социальной лестницы, обладал устойчивым самосознанием своего превосход­ства по отношению к «неверным». Исходя из конфессионального признака из состава «коренной» нации нового государства оказа­лись исключенными болгары, исповедовавшие ислам (болгары- магометане, или «помаки»). Восприятие мусульманами происхо­дившего было аналогичным. Нежелание оказаться в государстве вчерашних райя заставляло мусульман, даже не имевших на то никаких других видимых причин, покидать Княжество. При этом для самих болгар-христиан вопрос, вправе ли они осуществлять национально-государственное строительство в границах, установ­ленных Берлинским договором, был вынесен на Учредительное собрание. Оно должно было принять Органический устав.
Учредительное собрание начало свою работу в феврале 1879 г. в г. Велико-Тырнове. В нем приняло участие 229 депутатов «по должности», а также избранных и назначенных российским им­ператорским эмиссаром князем А.М. Дондуковым-Корсаковым. Из них 16 представляли национальные меньшинства (турецкое, гре­ческое, еврейское) и 203 — болгар-христиан.
Только после месяца бесплодных дискуссий о неприемлемо­сти для болгарского народа условий Берлинского договора депу­таты под давлением представителей России перешли к рассмот­рению проекта Органического устава и внесли в него существен­ные поправки. Было решено: именовать основной закон Княжества Болгария не Органическим уставом, а конституцией; опустить фразу относительно вассальной зависимости Княжества от Ос­манской империи; отказаться от принципа назначения князем депутатов парламента (Народного собрания), а также от Госу­дарственного совета как института исполнительной власти и т.д.
Принятая в апреле 1879 г. Учредительным собранием кон­ституция утвердила в качестве государственной формы правле­ния наследственную конституционную монархию. При этом мо­нарх был наделен правом утверждения законов, роспуска Народ­ного собрания, назначения новых парламентских выборов и т.д. С другой стороны, его полномочия ограничивались парламентом. Народное собрание подразделялось на Великое и Обыкновенное, т.е. регулярно созываемое. К задачам Великого Народного собра­ния было отнесено решение таких вопросов, как внесение изме­нений в конституцию, избрание монарха, обмен или отчуждение территорий, а Обыкновенного — разработка и принятие зако­нов, утверждение бюджета, осуществление контроля за деятель­ностью правительства.
Конституцией гарантировались равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности, частной собственности и жилища, свобода слова, печати, собраний и организаций, пре­доставление избирательного права всем мужчинам, достигшим 21 года, обязательное и бесплатное начальное образование и т.д. Вместе с тем конституция устанавливала главенство православной веры («Господствующая в Болгарском Княжестве вера есть Христианс­кая, Православная, Восточного Исповедания» — ст. 37).
Конституция, именовавшаяся впоследствии Тырновской, в полной мере явилась выражением представлений политически активного населения Княжества о прогрессивном и современ­ном государстве, к созданию какового оно стремилось.
В конце апреля 1879 г. начало свою работу первое Великое Народное собрание, которое избрало князя. Им стал Александр Баттенберг (1857-1893), сын Александра Гессенского, племян­ник российской императрицы Марии Александровны, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Принятие Тырновской кон­ституции и избрание князя оформили окончательно учреждение Княжества Болгария как самостоятельного государства.

Обустройство Восточной Румелии

Вопрос об определении характера Восточной Румелии как моно- или многонациональной области не являлся однозначным. Согласно имеющимся статистическим данным, не считающимся, правда, бесспорными, из 815 946 человек, проживавших в Вос­точной Румелии в 1878 г., 573 560 составляли болгары, 174 700 — мусульмане (турки и болгары-магометане), 42 654 — греки, 19 549 — цыгане, 4177 — евреи, 1306 — армяне.
Российскими представителями вместе с членами Европейс­кой комиссии был разработан Органический статут, или устав, для Восточной Румелии. В этой многонациональной по своему характеру области в качестве официальных языков вводились бол­гарский, греческий и турецкий.
Восточная Румелия признавалась автономной провинцией. Управление областью доверялось назначаемому султаном гене­рал-губернатору, которому вместе с правительством (директора­том) передавались функции исполнительно-распорядительной власти. Обсуждение законопроектов, принятие бюджета, контроль
13-3699 за деятельностью правительства возлагались на Областное собра­ние, члены которого частично назначались, а частично избира­лись жителями Восточной Румелии, достигшими 21 года, обла­дающими недвижимостью или имеющими высшее образование.
Органическим уставом провозглашались основные либераль­ные свободы: равенство всех перед законом, свобода слова и пе­чати, неприкосновенность жилища, свобода собраний и т.д.
Зависимость Восточной Румелии от Османской империи вы­ражалась не только в праве султана назначать генерал-губернато- ра области в качестве ее главы, утверждать членов правитель­ства, распускать Областное собрание по предложению генерал- губернатора, но и в необходимости платить налог. От уплаты последнего Восточная Румелия освобождалась только в первый год своего существования, во второй — она должна была выпла­тить империи 120 тыс. турецких лир, а затем ежегодно вносить по 5 тыс. турецких лир.
Генерал-губернатором Восточной Румелии султан назначил известного под именем Алеко-паши князя А. Богороди, находив­шегося до того на дипломатической службе.
Учреждение Восточной Румелии в качестве самостоятельной административной единицы, несмотря на ее включенность в гра­ницы Османской империи и юридическую подчиненность влас­ти султана, создавало предпосылки для ее трансформации в су­веренное государственное образование.
Таким образом, фактически с середины 1879 г. начали свое существование на территории между Дунаем и Балканскими го­рами национальное болгарское государство с ограниченным внеш­неполитическим суверенитетом (Княжество Болгария) и на тер­ритории, заключенной между Балканскими горами, Родопами и Черным морем, административно самостоятельная область Ос­манской империи, в которой болгарам только предстояло прак­тикой политической жизни утвердить свое доминирование (Вос­точная Румелия).

КНЯЖЕСТВО БОЛГАРИЯ И ВОСТОЧНАЯ РУМЕЛИЯ В 1879-1885 гг.

Политическая жизнь в Княжестве.
Противостояние либералов и консерваторов

 
Самостоятельная политическая жизнь Княжества началась на фоне непримиримого противостояния оформившихся в ходе ра­боты Учредительного собрания политических группировок. Для ли­бералов институт монархии представлял собой символ отсталости и реакционности, а значит, являлся неприемлемым с точки зре­ния строительства современного, прогрессивного государства. Согласно их позиции субъектом верховной власти должен был выступать не монарх, а парламент. Консерваторы в свою очередь придерживались противоположной точки зрения.
Александр I Баттенберг, для того чтобы избежать конфронта­ции, предложил составить коалиционное правительство из пред­ставителей либералов (Д. Цанкова — 1828-1911 гг., П. Каравело- ва — 1843—1903 гг.) и консерваторов (Д. Грекова и Г. Начовича). Однако из-за отказа либералов данная инициатива князя не была реализована. В результате правительство Княжества оказалось сфор­мированным из консерваторов.
Кабинет министров, который возглавил Т. Бурмов, прежде всего попытался нормализовать обстановку в стране. Он начал борьбу с бандами бывших турецких военнослужащих, занялся совершенствованием работы административного аппарата, улуч­шением путей сообщения, вопросами образования и др. Им были открыты дипломатические миссии в соседних странах: Сербии, Румынии и Турции. Кроме того, Александру I Баттенбергу уда­лось убедить великие державы заменить своих наблюдателей в Княжестве дипломатическими представителями (агентами).
Деятельность правительства подвергалась острой критике со стороны либералов, которые обвиняли кабинет Т. Бурмова в по­прании основных принципов Тырновской конституции. Призы­вы оппозиции не платить налоги привели к тому, что к ноябрю 1879 г. в казну вместо планировавшихся 23 млн франков посту­пило только около 6 млн.
В ответ правительство увольняло недовольных чиновников, среди которых оказывались не только сторонники оппозицион­ной группировки. Тем самым оно только усугубляло свое поло­жение. Тотальная критика политики консерваторов при общем снижении уровня жизни населения Княжества не оставляла по­следним никаких шансов одержать победу на парламентских вы­борах. В результате в Народном собрании, которое начало свою работу в ноябре 1879 г., соотношение сил составило приблизи­тельно 5:1 в пользу либералов. Депутаты, обвинив правительство в антиконституционных действиях, вынудили кабинет министров Т. Бурмова подать в отставку. Переговоры князя с председателем парламента П. Каравеловым о формировании коалиционного правительства ни к чему не привели, и Александр I Баттенберг распустил Народное собрание.
На следующих парламентских выборах либералы одержали еще более убедительную победу. После этого князь в апреле 1880 г. предоставил им мандат на формирование правительства. Первый кабинет министров, составленный из представителей либераль­ного направления, возглавил Д. Цанков. Нахождение либералов у власти было отмечено значительной законотворческой актив­ностью. Только за 1880 г. Народное собрание обсудило около 50 законопроектов, касавшихся административного деления Кня­жества, местного самоуправления, улучшения положения мел­ких собственников и т.д. Однако каких-либо заметных перемен в экономическом положении большинства населения Княжества им добиться не удалось.
По отношению к своим противникам либералы использова­ли те же методы, что и консерваторы. Так, сторонники послед­них были сразу же уволены с государственной службы. Устано­вившаяся в Княжестве практика назначения чиновников в соот­ветствии с их политическими симпатиями, а не компетентностью предопределила их крайнюю политизированность и обусловила, в значительной степени, неэффективность функционирования административного аппарата.
Стремление либералов оттеснить князя от управления стра­ной привело к тому, что в декабре 1880 г. по настоянию князя Д. Цанков подал в отставку, уступив место П. Каравелову. Алек­сандр I Баттенберг пришел к убеждению, что для достижения политической стабильности в стране необходимо внести в кон­ституцию поправки.
«Режим полномочий». 1881—1883 гг.
После убийства в России императора Александра II князь Александр I Баттенберг предпринял ряд решительных шагов. В мае 1881 г. он распустил Народное собрание и отстранил от вла­сти правительство П. Каравелова. Затем было объявлено о наме­рении созвать в самое ближайшее время Великое Народное со­брание, чтобы обсудить вопрос о предоставлении князю на се­милетний срок чрезвычайных полномочий.
Неизвестно, были ли действия Александра I Баттенберга со­гласованы с российскими официальными кругами, но они ока­зали ему поддержку. Это обстоятельство обусловило результаты выборов в Великое Народное собрание: из 329 депутатов только 25 представляли оппозицию. Состоявшееся в июле в г. Свиштове Великое Народное собрание согласилось на предоставление кня­зю чрезвычайных полномочий.
Александр I Баттенберг учредил Государственный совет, призванный заниматься подготовкой законопроектов, контролем за исполнением законов, решением спорных административных вопросов и т.д. Выборы в новый орган власти состоялись в ноябре
  1. г. Большинство голосов на них получили консерваторы. Час­тично это объяснялось положением либералов, фактически ли­шенных возможности открыто вести политическую борьбу. Их ли­деры П. Каравелов и П.Р. Славейков покинули Княжество и обо­сновались в г. Пловдиве, а Д. Цанков был интернирован.
Однако отсутствие каких-либо перемен в положении населе­ния, достаточно быстро осознавшего, что меры по повышению эффективности функционирования государственного аппарата не избавят его от налогового бремени, а также разногласия между Александром I Баттенбергом и российским дипломатическим представителем М.А. Хитрово, аккредитованным в Княжестве весной 1881 г., создавали основу для сохранения оппозицион­ной волны.
Расхождения между князем и М.А. Хитрово были связаны главным образом с вопросом железнодорожного строительства. М.А. Хитрово настаивал, ссылаясь на директивы Генерального штаба, на строительстве железнодорожной линии Рущук (Русе) — София и передаче его российским подрядчикам. Консерваторы считали целесообразным, получив необходимые дотации от Рос­сии, предоставить заказ болгарским предпринимателям. В то же самое время Австро-Венгрия требовала от Болгарии выполнения международных обязательств по строительству соответствующего отрезка железной дороги Вена—Константинополь. Все это поста­вило Александра I Баттенберга в затруднительное положение, ухудшило отношения с М.А. Хитрово.
Ощущая неспособность самостоятельно справиться с ситуа­цией, князь решил обратиться за помощью к России, учитывая ее авторитет среди болгарского населения. В результате в мае
  1. г. М.А.Хитрово был отозван, а в Княжество прибыли ге­нералы JI.H. Соболев и А.В. Каульбарс. В сформированном в июле 1882 г. правительстве JI.H. Соболев занял посты премьер-мини- стра и министра внутренних дел, а А.В. Каульбарс стал воен­ным министром.
В стране были проведены парламентские выборы в соответ­ствии с новым законом, предусматривавшим, в частности, со­кращение почти в четыре раза численности депутатов Народного собрания и лишение государственных служащих избирательных прав. Абсолютное большинство мест в парламенте (49 из 56) получили консерваторы, однако вместо «умиротворения страстей» с нача­лом работы в декабре 1882 г. Народного собрания ситуация еще более усугубилась. Все шло к полному разрыву отношений между российскими генералами и болгарскими консерваторами.
Новая кризисная ситуация заставила князя вновь отправиться в Россию. Но на этот раз его миссия не имела успеха. За князем успела закрепиться репутация противника России. Консерваторы, для которых российские генералы превратились в большую опас­ность, чем собственные политические противники-либералы, об­ратились за поддержкой к Д. Цанкову. В августе 1883 г. Г. Начо- вич и Д. Цанков подписали соглашение о формировании коали­ционного правительства и созыве Великого Народного собрания для решения вопроса о внесении поправок в конституцию при условии, что князь откажется от чрезвычайных полномочий.
На открывшейся в сентябре 1883 г. внеочередной сессии На­родного собрания депутаты обратились к Александру I Баттен- бергу с просьбой восстановить конституцию, что было им сдела­но незамедлительно. В декабре 1883 г. парламент принял законо­проект о создании двухпалатного парламента, уменьшении численности депутатов и т.д. Утвердить окончательно законопро­ект надлежало через три года Великому Народному собранию.
Данное решение парламента вызвало негативную реакцию среди некоторых либералов, осудивших вместе с тем и компро­миссную политику группировки умеренных во главе с Д. Цанко- вым. Опасаясь нового конфликта, российский дипломатический представитель А.И. Ионин предложил князю распустить Народ­ное собрание, не вносить поправки в конституцию до созыва Великого Народного собрания, сформировать однопартийный кабинет. Подобным образом князь и поступил. Так в политичес­ком развитии Болгарии завершился период, именуемый «режи­мом полномочий».

Перегруппировка политических сил в Княжестве

В эти годы произошла заметная перегруппировка политичес­ких сил, институт монархии перестал быть действенным факто­ром. С утратой доверия со стороны России, уходом из политичес­кой жизни Болгарии консерваторов Александр I Баттенберг на деле стал лицом «царствующим, но не управляющим». Либералы раскололись, что привело в 1884 г. к образованию двух партий: Д. Цанкова, в которую вошли также умеренные консерваторы, и П. Каравелова. Причем идеологией как таковой партии не обла­дали, а их программные установки практически не различались, выражая частные интересы отдельных политических групп. Лиде­ры партий расходились исключительно в своем отношении к Рос­сии: если Цанков считал необходимым всегда и во всем следо­вать за Россией, то Каравелов выступал за более самостоятель­ную политику. На очередных парламентских выборах в 1884 г. победу одержали сторонники П. Каравелова.
Первым шагом Народного собрания, начавшего свою работу в июне 1884 г., стало восстановление Тырновской конституции, что положило конец конституционному кризису в стране.
Сформированное в июле 1884 г. правительство, которое воз­главил П. Каравелов, попыталось продолжить политику либералов 1880-1881 гг. прежде всего в отношении мелких собственников. Оно предприняло меры для упорядочения системы налогообло­жения, объявило железные дороги государственной собственно­стью, а Болгарский народный (национальный) банк (БНБ) — государственным кредитным учреждением. Тем не менее налого­плательщики оставались недовольными. Отсутствие прогресса во взаимоотношениях Княжества с Россией в связи с отказом П. Ка­равелова отстранить Александра I Баттенберга от власти только усугубляло имевшие место проблемы.
Восточная Румелия в 1879-1885 гг.

Объединение Восточной Румелии с Княжеством Болгария

В Восточной Румелии болгарам в достаточно короткий период удалось добиться доминирования. На первых выборах в Областное собрание в 1879 г., прошедших под знаком противостояния пра­вославных болгар, с одной стороны, мусульман (турок и болгар- магометан) и греков — с другой, они одержали победу. Большин­ство глав местного управления также оказались болгарами: из 28 околий 22 возглавлялись болгарами, 3 — греками, 3 — турками.
С утверждением в общих чертах гомогенного национального характера администрации Восточной Румелии центральным в по­литической жизни области стал вопрос относительно путей ее раз­вития. За объединение в перспективе Восточной Румелии с Кня- жеством Болгария выступала Народная партия, получившая на­звание «соединистской». Идею преобразования области в суверенное государство отстаивала Либеральная партия, прозванная «казион- ной», т.е. «официозной», так как она пользовалась поддержкой ге­нерал-губернатора Восточной Румелии А. Богороди. Партии вели между собой бескомпромиссную борьбу. В 1879—1881 гг. лидерство удерживала Народная, затем их позиции выравнялись, а в 1883 г. Либеральной партии удалось взять верх. В значительной мере этому способствовала деятельность П. Каравелова и П.Р. Славейкова. После их отъезда из Восточной Румелии Либеральная партия ста­ла терять свое влияние. Ей не удалось добиться назначения А. Бо­городи на второй срок, и пост генерал-губернатора с согласия Рос­сии занял в 1884 г. Г. Крыстевич. Под лозунгом объединения Вос­точной Румелии с Княжеством на выборах в Областное собрание в 1884 г. победу одержала Народная партия. Однако, придя к влас­ти, она отказалась от осуществления своего основного предвы­борного лозунга под предлогом его несвоевременности в связи с позицией великих держав, включая Россию.
Инициативу в деле объединения Восточной Румелии с Кня­жеством взял на себя образованный в феврале 1885 г. в г. Пловди­ве Тайный комитет, переименованный в апреле 1885 г. в Болгар­ский тайный центральный революционный комитет (БТЦРК). Его возглавлял 3. Стоянов, который снискал известность и авторитет как автор вышедшего в 1884 г. первого тома «Записок о болгарс­ких восстаниях», пропагандировавшего, особенно среди молоде­жи, настроения революционного романтизма. БТЦРК опирался в своей деятельности главным образом на служащих и учащуюся молодежь. В августе 1885 г. было избрано новое руководство орга­низации, которое выдвинуло задачу объединения Восточной Ру­мелии с Княжеством Болгария под скипетром Александра I Бат­тенберга и разработало конкретный план ее реализации.
В середине сентября 1885 г. в г. Панагюриште, центре Ап­рельского восстания 1876 г., состоялась спонтанная демонстра­ция. Было провозглашено объединение Восточной Румелии с Княжеством в г. Пазарджике, а также в с. Голямо-Конаре. По­встанцы заняли Пловдив. Единственное столкновение с войско­вой частью Восточной Румелии имело место у с. Калфата (совр. Соединение). БТЦРК сформировал временное правительство во главе с Г. Странским, которое известило официальные власти Княжества о происшедшем.
Александр 1 Баттенберг, для которого объединение Восточ­ной Румелии с Княжеством являлось шансом вернуть утрачен­ные позиции, и П. Каравелов прибыли в Пловдив. Временное правительство было распущено и функции управления взял на себя кабинет министров Княжества. Последний обратился к ве­ликим державам с просьбой признать объединение. Россия, осу­див данный шаг как авантюристический, отозвала своих служа­щих из болгарской армии, но в то же самое время предупредила Османскую империю, чтобы она не предпринимала военных дей­ствий до принятия великими державами решения.
Конференция представителей великих держав по вопросу об объединении Восточной Румелии с Княжеством Болгария нача­лась в Константинополе в ноябре 1885 г. Однако до ее окончания сербский король Милан под предлогом нарушения установлен­ного Берлинским договором равновесия на Балканах 14 ноября 1885 г. объявил войну Болгарии. Сербские войска двинулись в двух направлениях: на Софию (главном) и на Видин. Решающие бои прошли в окрестностях Сливницы. Болгарская армия 22 ноября 1885 г. перешла в контрнаступление, пересекла границу, в боях ей удалось взять г. Пирот. В события вмешалась Австро-Венгрия. Верховному командованию болгарской армии был передан уль­тиматум с требованием прекратить военные действия, который Александр I Баттенберг принял в конце ноября 1885 г.
Начавшиеся в феврале 1886 г. в Бухаресте переговоры о мире закончились в начале марта 1886 г. Заключенный договор состо­ял из одного предложения: «Между Королевством Сербия и Кня­жеством Болгария восстанавливается мир со дня подписания на­стоящего договора».
После окончания сербо-болгарской войны 1885 г. конферен­ция великих держав возобновила свою работу. Она признала объе­динение Восточной Румелии с Княжеством в форме личной унии. В апреле 1886 г. в Константинополе в султанском дворце Топхане был подписан протокол об объединении Княжества и Восточ­ной Румелии, предусматривавший назначение сроком на пять лет болгарского князя генерал-губернатором Восточной Румелии (без упоминания, по настоянию российской стороны, имени Александра I Баттенберга), объединение войск и администрации Восточной Румелии и Княжества, передачу Кырджалийского округа Османской империи. В результате объединения террито­рия Княжества расширилась до 96 345 кв. км.

ПУТЬ БОЛГАРИИ К НЕЗАВИСИМОСТИ.

1886-1908 гг.
«Болгарский кризис» 1886-1887 гг.

В 1886 г., после объединения Княжества и Восточной Руме­лии, вопрос о взаимоотношениях с Россией как страной-покро- вительницей стал одним из узловых в политической жизни бол­гарского государства. При этом, замкнувшись на князе Александ­ре I Баттенберге, он приобрел персонифицированную форму. Политически активное население Болгарии разделилось на два противостоящих лагеря согласно выбору: «с князем Александром I Баттенбергом, но без России» или «с Россией, но без князя Александра I Баттенберга». К первому принадлежали сторонники самостоятельного пути развития Болгарии (С. Стамболов, 3. Сто­янов, Д. Ризов), а ко второму те, кто считал невозможным су­ществование страны без поддержки России (Д. Цанков, К. Ве- личков, С. Бобчев).
Стремительно развивавшийся внутриполитический кризис особо проявился во время выборов в Народное собрание депута­тов от Восточной Румелии, когда, несмотря на предпринятые меры предосторожности, произошел ряд прямых столкновений между противоборствующими сторонами. Напряжение не спало и после открытия 14 июня 1886 г. внеочередной сессии Народно­го собрания. Решение правительства рассматривать личную унию в качестве союза, не допускающего разделения в будущем
Восточной Румелии и Княжества, являлось попыткой открыто ревизовать Топханейский протокол.
Несоблюдение Болгарией договоренностей с Османской им­перией осложнило ее положение на Балканах и вызвало протест со стороны великих держав. Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, премьер-министр П. Каравелов и председатель Народ­ного собрания С. Стамболов выразили готовность распустить На­родное собрание и образовать правительство, угодное России. Ответ на их предложения был категоричен: Россия не сделает ни одного шага к сближению с Болгарией, пока на престоле нахо­дится Александр I Баттенберг. Открыто свое негативное отноше­ние к князю демонстрировали также германские официальные круги. Это позволяло оппозиции представлять князя Александра I Баттенберга в качестве «источника несчастий Болгарии».
Роль «спасителей» Болгарии взяли на себя военные. В ночь с 20 на 21 августа 1886 г. силами Струмского полка и юнкеров во­енного училища был совершен переворот: Александр I Баттен­берг по требованию заговорщиков отрекся от престола и под кон­воем покинул страну.
Самым решительным образом против переворота выступил председатель Народного собрания С. Стамболов. Он опирался прежде всего на силы Пловдивского гарнизона, а также Софий­ского пехотного полка. Получив отказ от правительства П. Кара­велова составить совместный кабинет министров, С. Стамболов 28 августа 1886 г. огласил состав нового правительства, а также отдал приказ двинуть войска на Софию, которая была занята без боя 30 августа 1886 г. Фактически произошел переворот.
7 сентября 1886 г., не получив поддержки России, Алек­сандр I Баттенберг отрекся от престола окончательно. В стране было создано регентство. Членами регентского совета стали С. Стамболов, С. Муткуров и П. Каравелов. Введение последнего в регентский совет должно было продемонстрировать, что реко­мендации России относительно формирования органов власти из представителей различных партий учтены.
Отречение Александра I Баттенберга от престола по-разному было воспринято великими державами. Если Великобритания рас­ценила его как «пощечину» и «серьезный успех российской дип­ломатии», то Германия в лице рейхсканцлера О. Бисмарка выра­зила удовлетворение по поводу «устранения пешки Баттенберга с балканской шахматной доски». Реакцию же Австро-Венгрии отличала двойственность.
В сентябре 1886 г. в Болгарию в качестве дипломатического пред­ставителя с особыми полномочиями был отправлен генерал Н.В. Ка­ульбарс для урегулирования спорных вопросов. Великобритания и
Австро-Венгрия расценили действия России как стремление ус­тановить единоличный протекторат над Болгарией.
В данной обстановке политика С. Стамболова и его сторон­ников диктовалась необходимостью отстаивания суверенитета Болгарии. Между Н.В. Каульбарсом и министром иностранных дел Болгарии Г. Начовичем развернулась настоящая война нот. Что­бы ослабить сопротивление официальных кругов Болгарии и удержать ее в орбите своей политики, российский император Александр III принял решение отозвать своих представителей.
В конце 1886 г. делегация, представлявшая Великое Народ­ное собрание, посетила Вену, Берлин, Лондон, Париж и Рим. Визит в Петербург не состоялся по причине негативной позиции российской стороны. Делегация встретилась с Фердинандом Сакс- Кобург-Готским (1861 — 1948), представителем одного из старин­ных европейских семейств, офицером армии Австро-Венгрии, одним из возможных кандидатов на болгарский престол. На со­стоявшемся 7 июля 1887 г. заседании Великого Народного собра­ния он был провозглашен князем Болгарии.
Германия и Франция объявили выборы князя незаконными, Австро-Венгрия и Великобритания заявили о невозможности их признания без согласия Порты. Великий визирь в свою очередь со­слался на известную статью Берлинского трактата, гласившую: «Князь болгарский будет свободно избран населением и утвержден Портою с согласия держав». Россия заняла сугубо отрицательную позицию по этому вопросу. Именно позиция России стала причи­ной непризнания князя великими державами около десяти лет.

Внутри- и внешнеполитическое положение Болгарии.
1887 г. — конец XIX в.

 

История Болгарии:



Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...